В Петербурге поставили памятник Виктору Цою. Монумент установили на Невском проспекте, во дворе кинотеатра “Аврора”.
Какое-то время он радовал глаз в Ханты-Мансийске. Но там не удалось
добиться разрешения местных властей. У “Авроры” памятник тоже временно
— до 15 августа, дня гибели Виктора. А потом его могут демонтировать и
снова увезти — если не удастся договориться с администрацией Питера.
Кстати, сам образ вызвал неоднозначную реакцию у
поклонников лидера “Кино”. Мол, Виктор никогда не умел водить мотоцикл.
Но скульптор Алексей Благовестнов защищал свое детище:
— Это все очень понятные метафоры.
Разбитая фара — символ трагедии. Мотоцикл же — “железный конь”, а Цой —
всадник, человек во времени. Как Петр Первый, которого всегда
изображали на коне, а ведь на самом деле он не ездил верхом, у него
была падучая.
После церемонии открытия в “Авроре”
смотрели документальный фильм “Последний герой” с Цоем. Снятый 20 лет
назад, тогда его практически не показали широкой публике. Одну копию
режиссер Алексей Учитель нашел в Петербурге и восстановил. И ответил на
вопросы "МК".
— Каким вы помните Виктора?
— Когда начинал фильм “Рок”, то хорошо
знал лишь Бориса Гребенщикова. Он и привел меня к Цою — человеку
замкнутому. Я предложил вариант: садимся на три дня в кочегарку
“Камчатка” (там долгое время работал Цой. — Н.Ч.) и снимаем все подряд,
с комментариями героев. После просмотра материала Виктор бросил: “Ну,
давай!”. Это стало моим пропуском в рок-мир. А фильм монтировали после
катастрофы. Даже провели расследование на месте гибели Виктора. Цой не
уснул за рулем, как думают многие. Скорее всего он просто отвлекся,
тут-то и появился на трассе автобус.
— А почему бы не снять художественный фильм?
— Южная Корея однажды пыталась так
сделать. Даже кастинг проводили, и я помогал им, хотя понимал, что это
бред. Фильм не состоялся. И русский сценарий о “Кино” однажды читал. Но
как это снимать? На мой взгляд, сыграть Цоя (как и Высоцкого)
невозможно.