Юрий Шевчук очень не любит давать одинаковых концертов. В этом есть
свои плюсы и минусы. С одной стороны, поклонники группы всегда вправе
рассчитывать на эффект неожиданности. С другой – новые песни пишутся не
всегда, поэтому перерыв между выступлениями «ДДТ» может оказаться
долгим и изнурительным.
В сентябре минувшего года Шевчук сотоварищи дали стихийно
организованные миротворческие концерты «Не стреляй», поводом к которым
послужил грузино-осетинский конфликт. Тогда музыканты вспомнили массу
старых антивоенных песен. Потом Шевчук уехал в деревню и приступил к
сочинению нового материала. В итоге у него написалось полтора десятка
песен, которые он, прежде чем зафиксировать в студии, решил обкатать на
публике. Концерты 9 и 11 июля в московском клубе «Б1 Максимум»
оказались именно из этой серии.
Несмотря на обещание организаторов создать в зале «Б1» атмосферу
квартирника, количество желающих попасть на «ДДТ» явно зашкаливало.
Публика подобралась самая разношерстная, так что выделить какую-нибудь
одну социально-возрастную группу было просто невозможно.
Программа,
которую «ДДТ» вынесли на суд москвичей, тоже была максимально далека от
благодушных бардовских стандартов. Ближе всего свежие творения Шевчука
оказались к его экстремально-электронному альбому 10-летней давности
«Мир Номер Ноль». Те же тревожные симфонические полотна, напоминающие
произведения Прокофьева и Свиридова, то же альтернативное звучание и
обилие развернутых проигрышей.
Состав «ДДТ» сейчас сократился. Куда-то делись симпатичные
бэк-вокалистки, из-за чего концертный сет-лист автоматически лишился
песен, вроде «Пропавшего без вести». Саунд тоже стал более лаконичным.
В частности, «батько» Шевчук перестал пользоваться услугами перкуссии,
преобразовав освободившуюся энергию в шаманские танцы и
умопомрачительные прыжки перед музыкантами.
Приветствуя
зрителей, Юрий Шевчук был обстоятелен: «Здравствуйте, дорогие. Сегодня
будет отнюдь не новая программа. Но мы сыграем какое-то количество
песен, которые вы еще не слышали. А дальше вы уже сами будете решать,
стоит ли нам продолжать работать над ними дальше». Затем, немного
помолчав, музыкант добавил: «Сегодняшний концерт мы посвящаем Василию
Аксенову».
Премьеры песен («Рожденные в эту ночь»)
чередовались с новыми вещами, которые «ДДТ» уже показывали в прошлом
году в «Олимпийском». Во время проигрыша песни «Новый хозяин здесь»
Шевчук, как и на прошлогоднем сентябрьском концерте в СК «Олимпийский»
«Не стреляй», надевал маску спецназовца и, важно подбоченясь, угрожающе
смотрел в зал. Логичным продолжением этой песни стала «За тобой
пришли». Сценический экран в это время демонстрировал расплывчатые
силуэты людей, поднимающихся по лестничным пролетам, что должно было
напомнить о сталинских репрессиях 30-х.
«Ну, как вам новые песни?» - поинтересовался Юрий Шевчук после часового
сета, преимущественно состоящего из премьер. Под одобрительный гул зала
лидер группы уточнил: «Живы еще «ДДТ»? Мы еще поиграем вам… пару лет».
Следом прозвучала песня «Новая Россия», во время которой трубач Иван
Васильев исполнял бэк-вокальные партии. «Вот она, Россия! – вещал
Шевчук. – Должен быть человек, который уверенно себя чувствует на своей
земле. Русский человек – простой и непритязательный». Все эти
комплименты Шевчук адресовал своему трубачу.
Новые песни порою
разбавлялись хитами, но это происходило лишь изредка. Ко многим из них
находились более свежие аналоги. Так, после «Мама – это рок-н-ролл»
Шевчук представил премьеру «Рок-н-ролльная муза», прозрачно намекнув,
что эта самая муза ему до сих пор не изменяла. Бурей восторга зал также
встречал новинки «Фотография души» и балладу о безработице, где
измученный голодом персонаж подумывает о том, как бы ему продать жену
таджикам. Не обошел Шевчук и животрепещущую тему финансового кризиса,
назидательно пояснив, что «кризис – это суд Божий».
Денис Ступников Фото – Кирилл Зыков