Это плохо укладывается в голове, но Depeche Mode в будущем
году стукнет тридцать лет. К юбилею музыканты подходят изрядно
потрепанными, но по-прежнему великими. В этом году они снова выпустили
альбом и отправились в масштабный мировой тур, который, однако, даётся
им крайне непросто, уже дважды группе пришлось отменять концерты.
Сначала Дейв Гаан угодил в больницу, подхватив гастроэнтерит, а в ходе
обследования врачи обнаружили у него опухоль, которую немедленно
удалили (похоже, очень вовремя). Во второй раз невезучего вокалиста
угораздило повредить ногу. Многочисленным фанам DM приходится молить
небеса о том, чтобы за пять месяцев, которые остаются до приезда группы
в Россию, с незадачливым вокалистом не случилось еще чего-нибудь. Но,
как известно, у
Depeche Mode
творить «через не могу» всегда получается куда лучше, чем при удачном
стечении обстоятельств. Они отыграли лучший тур в тот момент, когда
Дейв плотно сидел на героине, и записали лучший (здесь существуют
разные мнения, ведь речь идёт об «Ultra») в состоянии, когда Дейв и
Мартин практически не разговаривали друг с другом.
Какой климат
в коллективе сейчас? Охотно ли Мартин смирился с тем, что часть
сонграйтерских обязанностей уже второй альбом к ряду пришлось уступить
Дейву? Как проходила работа над пластинкой, какова роль в нынешнем
звучании
Depeche Mode продюсера Бена Хиллера и что
участники
группы делают сами? В конце концов, откуда вдруг такая тяга к
электронике семидесятых и такой странный визуальный ряд в оформлении
обложки? Чтобы найти ответы на эти вопросы, потребуется чуточку умения
читать между строк – выведать что-либо у группы, давшей сотни тысяч
интервью и, по большому счету, привыкшей с их помощью скорее скрывать
правду – задача не из легких. На любой вопрос у DM заготовлен
максимально корректный ответ, однако поговорить о музыке Мартин, Дейв и
Энди никогда не отказываются.
- Добрый день! Какова основная тема альбома «Sounds of the universe»?
Мартин Ли Гор – Их много, как всегда. Я даже часто шучу, говоря, что пишу одни и те же песни снова и снова.
Дэйв Гаан
– Мы пишем о разных ситуациях, частных и общих. Например, что-то
происходит в мире, и оно меня задевает, и я стараюсь передать свои
чувства посредством голоса, как бы нарисовать картину происходящего.
–
Вы всё больше и больше сдвигаетесь в сторону электроники, нежели рока.
Конечно, так всегда было, но как на сей раз формировалось звучание
альбома?
Энди – У Мартина есть
бзик – он обожает покупать старые синтезаторы на e-bay и потом
экспериментировать с ними. За последние пару лет он начал здорово в них
разбираться, что помого процессу работы: у нас для выбора было больше
песен, чем обычно. Мы все записали и смастерили за полгода примерно.
Мартин
- Да, все мои новоприорбретённые синтезаторы и драм-машины сформировали
общее звучание альбома. И чем больше аналоговых штучек у меня
появлялось, тем больше интересных звуков добавлялось в каждую
композицию.
Дэйв – И нам опять помогал Бен
Хиллиер (Ben Hillier), с которым мы работали над «Playing the angel».
Мы отслушали всё то, что успел набросать Мартин, выцепили некоторые
идеи и начали их развивать. Обычно вся студийная работа строится либо
вокруг того, что наиграл Мартин, либо вокруг того, что напел я. Чаще
всего, мы нагромождаем столько всего в одну песню, что приходится не
добавлять аранжировки, а, напротив, убирать. Я старался раствориться в
каждой композиции, не думая о том, как она должна была звучать по нашим
первичным представлениям, работал каждый день так, будто готовился к
туру. Бен это оценил, и к моему студийному вокалу ничего больше не
добавляли, не было никаких спецэффектов.
– Чьё мнение имеет больший вес во время записи?
Дэйв
– Сейчас мы все равны. Я чувствую себя гораздо увереннее, и чётко знаю,
что и как я должен петь. Часто я сам внедряю идеи, и ко мне
прислушиваются. Мне трудно бывает исполнять чужие песни, потому что, с
одной стороны, я должен сделать это оригинально, с другой, сохранить
первоначальный посыл. Раньше я часто пускал процесс на самотёк, и
конечный результат зависел не от меня. Теперь всё иначе и это только
сблизило меня с Мартином.
Энди - Атмосфера была куда более мирной, чем раньше, что, как вы понимаете, способствовало творческому процессу.
Мартин
- Время всё расставило по своим местам, мы научились слушать друг
друга. Ещё во время работы над «Playing the angel» и тура в его
поддержку мы обнаружили, что можем сосуществовать мирно, нам даже жалко
было расставаться, когда всё закончилось. Здорово же, когда все
получают удовольствие от процесса работы!
– У каждого из вас свой стиль работы в студии. Можете рассказать об этом?
Дэйв
- Мартин работает традиционно: садится за клавишные или гитару и
работает с нотами. Он, конечно, куда более продвинут как музыкант, чем
я, чего уж там.
Энди - Какова бы ни была
разница между нами и тем, как мы предпочитаем работать, главное –
создать нужную атмосферу. Дэйв за последние годы стал профи наравне с
Мартином, сказалась работа над его сольником. Теперь уже трудно понять,
сколько в каждой песне идей от Мартина, и сколько – от Дэйва.
– Почему вы опять решили работать с Хиллиером?
Мартин
- Потому что нам понравилось работать с ним прошлый раз, вот и всё.
Было бы глупо не пригласить его ещё раз. Он настоящий дока в своём
деле, до мельчайших подробностей знает, как работает то или иное
устройство. Он гораздо больше знает о любом синтезаторе, чем мы все
вместе взятые.
Дэйв - Он хорошо нас изучил во
время работы над предыдущей пластинкой и теперь знает, на что мы
способны. Он приветствовал любые наши идеи и также знал, как заставить
их работать. Бен отлично вёл процесс.
– Почему к оформлению диска вы привлекли Антона Корбайна (Anton Corbijn)? Он, конечно, мастер, но есть же и другие.
Мартин
- Мы работаем с ним так давно, и у нас так хорошо налажена связь, что
нам трудно представить на его месте кого-либо другого. Всё, что нам
надо было сделать, - это дать название пластинки, которое ему, кстати,
очень понравилось, а Антон потом набросал несколько эскизов, из которых
мы выбрали те, что нам по душе. Правда, мы попытались добавить ещё
что-то своё, но он наши предложения отверг. В итоге мы оставили
результат ему на откуп.
Энди - Вы же знаете,
Антон работает с нами уже давно над обложками, постерами, фотографиями,
видео. Он учитывает все нюансы, даже сет-листы каждого тура. Он как
член группы. Когда он представил нам оформление к «Sounds of the
universe», первое, что мы увидели, был некий символ, который было
трудно разобрать. Потом он трансформировался в буквы D и M, хотя D
смотрелась больше как O. А потом в линии на круге.
– Каковы ваши ожидания в связи с этой пластинкой?
Энди
- Для наших эго было бы полезно получить положительные отзывы в прессе
и хорошие продажи в магазинах. Мы всё-таки старались. Но стремления
сразить всех наповал у нас не было, наш сегодняшний успех вполне
соответствует нашим амбициям.
– Русские поклонники
хотели бы поблагодарить вас за то, что вы снова к нам приезжаете.
Видимо, мы оставили о себе хорошее впечатление.
Мартин -
Да, в России нас очень хорошо принимают, как и во всём
восточноевропейском блоке. Мы пытались проанализировать, откуда такая
любовь, – из-за того, что многие наши песни мрачные, или потому, что мы
приезжали в эти страны ещё до падения коммунизма? Но к вам мы в то
время не приезжали, а любовь ваших поклонников бесконечна.
Дэйв - Нас всегда очень тепло принимают в России, Германии, Италии. В этом есть что-то иррациональное. Спасибо вам всем!